Вопрос согласования планов эвакуации

 

Проблема согласования планов эвакуации.

На многих форумах можно познакомиться с длинными перепалками между специалистами и не очень относительно того, требуется ли или не требуется согласовывать планы пожарной эвакуации и если да, то с кем. К всеобщему недоумению регламент этой процедуры до сих пор остаётся никому не известен. Я собрал воедино информацию по этому поводу из всех известных мне нормативных документов и постарался доходчиво её изложить. Итак, по порядку:

 

Нужно ли согласовывать план пожарной эвакуации?

Пожалуй, это самый простой вопрос — согласно п.4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143- 2009 согласовывать однозначно нужно: «Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности…». Дальше ситуация усугубляется.

 

С кем согласовываются планы пожарной эвакуации?

Ответ на это вопрос крайне запутан и порождает только новые вопросы. Итак, если напрямую исходить из того же пункта, того же ГОСТа, то согласовывать нужно с территориальным подразделением, исполнительной власти в области пожарной безопасности. При том, внимательно читая этот пункт, можно совершенно ясно обнаружить, что заниматься этим должен никто иной как федеральный орган всё той же исполнительной власти в области пожарной безопасности: «…согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом…» Что представляет собой абсолютную бессмыслицу. В результате, ситуация выглядит как бы так: план эвакуации при пожаре разрабатывает, допустим, сам хозяин помещения, или сторонняя фирма, а согласовывает уже некий федеральный орган с каким-то территориальным подразделением. Абсурд. Однако если слепо следовать букве закона в буквальном смысле, а именно воспринимать текст согласно грамматике Русского языка, получается, что план эвакуации при пожаре, может разрабатывать кто угодно, а уж забота согласовывать и согласовать целиком и полностью лежит на плечах территориальных подразделений и органах исполнительной власти в области пожарной безопасности. Поэтому особенно уверенные в себе руководители, способные забить баки любому представителю исполнительной власти в области пожарной безопасности, могут уже остановиться и больше не изучать данный вопрос, потому что он ведёт в тупик, а на замечания со стороны надзорных органов ссылаться на п.4.5.1 и грамматику Русского языка.

Если же вы не столь законопослушный гражданин и к тому же ещё и инициативный, то, возможно, вы подумаете, что в ГОСТе просто допущена опечатка и истолкуете этот пункт так: «Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности…» Я, например, склонен полагать, что так оно и должно было быть по замыслу авторов. Но, к нашему общему унынию, простую мысль эту они так и не смогли донести до читателя.

 

Что представляет собой Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности?

Такое понятие, как «Территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности» вообще встречается только в ГОСТ Р 12.2.143-2009 всего один раз, не раскрывается и поэтому придётся углубиться в терминологию.

В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» чёрным по белому написано, что «МЧС определяется как федеральный орган исполнительной власти… в области… обеспечения пожарной безопасности» (То же самое написано в п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое утверждается данным Указом). В п.2 упомянутого Указа № 868 изложена в общих чертах структура МЧС куда входит так называемая Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы. В свою очередь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» эта самая служба осуществляет свою деятельность через различные органы управления, подразделения и учреждения — всего 9 видов, в частности, через органы государственного пожарного надзора (п.п.3).

В принципе, с населением и организациями напрямую взаимодействуют только органы ГПН именно в силу своей надзорной деятельности (п.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре»), поэтому резонно предположить, что обращаться следует именно к ним, как к представителям федеральных органов исполнительной власти.

В главе I «Общие положения» Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральный государственный пожарный надзор определяется так — это «деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, …направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования)…». То есть, одними из федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности являются органы Государственного пожарного надзора МЧС, которые осуществляют контроль за соблюдением требований установленных законодательством. В частности, требований ГОСТа, что нам и нужно.

В п.3 приказа МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности» приводится конкретная структура органов Государственного пожарного надзора. В данном перечне не встречается прямое упоминание Территориальных подразделений, которые так нужны, но, по всей видимости, исходя из смысла термина, имеется ввиду минимальная территориальная единица ГПН, а именно — «Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице: главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору» (п.3.4 того же регламента). При том в качестве разъяснения, к данному пункту существует приложение № 1 с наглядной схемой иерархии, в которой почему-то отдельной, обособленной минимальной единицей территориального органа ГПН выделены ОГПН (РОГПН) районов г. Москвы.

Ну да ладно.

Итак, пренебрегая буквой закона, а следуя здравой логике и только что полученными знаниями, которые мы почерпнули из нормативных документов, получается, что Территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности вполне могут считаться Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН и их инспектора как непосредственные представители. Тогда планы эвакуации следует согласовывать с инспектором ГПН, за которым закреплён объект, как с минимальной территориальной единицей исполнительной власти. Но это не так.

Во-первых, если изучить упомянутый выше приказ N 517 полностью, и подробно познакомится с обязанностями инспекторов (п.8.4.), то можно убедиться, что эта процедура находится не в их полномочиях. В России, конечно, в юриспруденции действует принцип — что не запрещено, то разрешено. Но в данном случае факт согласования планов эвакуации инспектором ГПН будет расцениваться как превышение должностных полномочий.

И возникает неразрешимое противоречие — когда ГОСТ требует то, что не допускает приказ Министерства ЧС. Если учитывать, что ГОСТ утверждён Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в системе стандартов безопасности труда, то резонно предположить, что он не может определять обязанности каких-либо представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

То есть, на основании требований этих двух документов согласовывать планы эвакуации при пожаре должны (или хотя бы могли бы) инспекторы ГПН, но это не в их компетенции. В итоге, раз процедура согласования не регламентирована, то и делать этого не нужно, ввиду того, что законным образом это сделать невозможно. Данная мысль подтверждается также на официальном портале МЧС созданного в рамках Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» в разделе Полезное/В помощь малому бизнесу/Вопросы-ответы для объектов малого и среднего бизнеса ближе к концу страницы:

«Вопрос. Необходимо ли согласовывать планы эвакуации при: пожаре с органами государственного пожарного надзора?

Ответ. Планы эвакуации людей при пожаре согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежат».

В результате остаётся непонятным, с кем необходимо согласовывать пожарные планы эвакуации. Ясно только одно, с инспекторами ГПН их согласовывать нельзя. И здесь мы могли бы остановиться удовлетворившись тем, что планы эвакуации при пожаре согласовывать не нужно ввиду того, что отсутствует регламент и налицо правовое противоречие.

Но, к сожалению, существует уже упомянутое Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» с Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. И поэтому только что разобранный вопрос встаёт повторно:

 

Что представляет собой Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности? (версия № 2)

Согласно п.3 упомянутого Постановления № 385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через целую батарею различных органов управления, подразделений и учреждений. В этой веренице, кроме органов ГПН также упоминаются «Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения)» (п. п.8). В результате, мы формально находим то самое Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти. Остаётся непонятным почему именно с ним, так как есть ещё и объектовые подразделения, например на крупных заводах и специальные войсковые подразделения и пр… Но, по формальным признакам Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах являются искомым понятием. Нужно только уточнить, какие именно учреждения входят в состав этих подразделений по профилактике и тушению пожаров и каков регламент взаимодействия с этими учреждениями. Собственно, второе даже важнее.

В п.4. того же Постановления № 385 сказано так: «Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них». Устав — это внутренний документ, он нас не может интересовать. Нам нужно искать некое положение или регламент которые определяли бы как нам должно согласовывать план эвакуации при пожаре.

К глубокому нашему сожалению, нет ни одного документа, который бы регламентировал отношения организаций и должностных лиц с Территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в лице Подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах. И уж тем более не узнать каким образом и с кем конкретно нужно согласовывать план пожарной эвакуации. (По крайней мере на момент написание этой статьи, 27.06.2012, я не смог отыскать документа, который бы хоть как-то разъяснял это. Если я заблуждаюсь, то буду весьма признателен тому, кто опровергнет меня.) В результате, вместо того, чтобы ответить на один вопрос мы поставили перед собой сразу два новых вопроса:

 

С кем именно и как именно согласовываются планы пожарной эвакуации?

Увы, ответов на эти вопросы не существует и в итоге мы пришли к тому, с чего начали.

 

Практика согласования планов эвакуации людей при пожаре:

В каждом регионе ситуация совершенно своя. Где-то органы ГПН не стесняются и превышая должностные полномочия вовсю согласовывают планы эвакуации людей при пожаре. Иногда даже на платной основе. В некоторых регионах особенно инициативные группы согласовывают планы эвакуации с начальниками пожарных частей. По большому счёту, это справедливо, поскольку тушением пожаров занимаются именно они и именно им как нельзя кстати быть в курсе эвакуационных путей предприятия. В этом усматривается какой-то дух взаимодействия и сотрудничества и даже меры по профилактике пожаротушения.

В некоторых регионах всем противопожарным службам строго настрого запрещено согласовывать планы эвакуации.

В Санкт-Петербурге отношение инспекторов ГПН к несогласованным планам эвакуации в большинстве своём лояльное. Относятся с пониманием и проверяют только их наличие. Ну что скажешь — северная столица, культурные образованные люди можно только испытать гордость за них.

Влад Рачков

Источник: www.plan-01.ru